Ксения свинцова

Тренды маркетинга 2023

Что ждет маркетинг в 2023? Часть перечисленных трендов - глобальные, часть - характерны именно для России.
Что принес нам 2022 год:

  1. Сокращение количества рекламных каналов (Google Ads, Instagram), как следствие, рост конкуренции в оставшихся каналах, рост стоимости трафика и цены лида.
  2. Изменения поведения покупателей, связанное как с падением покупательской способности, так и с нестабильным внешним фоном. Одни затягивают пояса потуже, другие “гуляют на все”.
  3. Сокращение горизонта планирования в компаниях. Даже 5-летняя стратегия - редкость для Российских компаний. Сейчас срок, о котором идет речь - 1 год.
  4. Внимание к поколению Z. Доля миллениалов - сейчас им чуть больше 20 лет - в платежеспособном сегменте аудитории неуклонно растет. Они рано начинают зарабатывать и тратить. Их особенности нужно учитывать в подаче информации.

Партнерство

Предпосылка этого тренда - безусловно, рост стоимости трафика и сокращение количества рекламных каналов. Кроме того, меняется сознание самих предпринимателей. Все больше я вижу владельцев бизнеса, которые рассматривают своих конкурентов не как оппонента, которого нужно победить, а как партнера, с которым можно развивать рынок вместе.

Стандартный кросс-маркетинг, когда в продвижении объединяются бизнесы со схожей целевой аудиторией, удовлетворяющие схожие потребности, становится нормой.
В этом году я ожидаю увидеть ситуации, когда объединяются для продвижения проекты, которые казалось бы, должны быть конкурентами.

Партнерство с клиентами также будет расширяться, схема “приведи друга-получи бонус” - уже стала элементом маркетинг-минимума. Клиенты все чаще будут становиться агентами продвижения.

Что делать бизнесу в этой ситуации? 

  • Пересмотреть программу лояльности в части рекомендаций. Мотивированы ли люди рекомендовать вас? Готовы? А может быть они могут сделать для вас больше?

  • Посмотреть на игроков смежных рынков, проработать несколько вариантов взаимодействия. Примеры - клиника репродуктивного здоровья и педиатрия, кофейни и рестораны, магазины продуктов и магазины товаров для дома итп.

  • Для смелых - посмотреть на своих конкурентов. Как минимум - встретиться и познакомиться. Как максимум - придумать совместный проект.

Работа с текущей клиентской базой.

Еще один Must Have на 2023. Вообще, работа с клиентской базой - стандартный пункт в плане маркетинга. Почему это вдруг стало трендом? Потому что цена лида выросла, количество рекламных каналов сократилось.

Если вдруг не ведете - самое время начать собирать данные. Если база есть хотя бы какая-то - начать с ней работать.

Что можно делать с базой:
  • стимулировать на повторную покупку. Для это надо знать частоту покупки и вовремя напомнить о себе;
  • попросить порекомендовать (см Партнерство);
  • допродать сопутствующие товары и услуги;
  • проработать клиентов-отказников - тех, кто отказался сотрудничать;
  • проработать архивных клиентов - тех, кто сотрудничал и перестал.

Маркетплейс вместо поисковика.

Маркетплейсы не сдают позиции, и будут развиваться дальше. Они могут не быть основным каналом продаж, при этом присутствие на маркетплейсах становится одним из элементов маркетинг-микс для FMCG. 

Почему?
Cогласно последним исследованиям Ашманова, до 80% покупателей начинают поиск необходимого товара не в поиске Гугл или Яндекс, а с приложения маркетплейсов. Потом пользователь уходит в поисковик или проверяет цены в конкретных интернет-магазинах.

Персонализация.

Под персонализацией я подразумеваю адаптацию предложения под конкретного человека. Предложить именно то, что необходимо в конкретный момент.

  • Гибкие условия и продукты-конструкторы. Самый очевидный пример - гибкие тарифные планы у операторов сотовой связи.

  • Рекламная коммуникация в моменте. Сообщить о скидке в тот момент, когда я иду мимо торговой точки. Связаться с клиентом, когда подходит время повторной покупки.

Важный момент про “момент”: Вы можете месяцами “греть” людей в своей группе в соцсети, но в момент возникновения потребности, часть ваших подписчиков просто введет запрос в поисковике и купит в одной из первых 10 компаний.

Бренд с человеческим лицом

Этот тренд существует уже несколько лет и будет набирать обороты, по мере того, как в сегменте платежеспособной аудитории Иксы заменяются Игреками, а потом и Миллениалами. 

Под человеческим лицом я, в первую очередь, понимаю выраженный характер бренда. Сегодня потребитель может общаться с компанией не только через полку в супермаркете и рекламный ролик. Когда есть возможность выбора - предпочтение отдается не бездушной картинке, а бренду с характером и позицией.

Как еще иллюстрируется этот тренд:

  • Социальные сети. 
15 лет назад мы говорили “если вас нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе”. Кажется, пришло время заменить слово “интернет” на “социальные сети”.

  • Контент, который создают потребители.
Нативная реклама от блогеров, микроинфлюэнсеры, отзывы пользователей

  • Живые люди вместо “вылизанных” картинок.
Время семьи с рекламы майонеза ушло, потребитель хочет видеть других настоящих людей, таких же как он.

  • Личный бренд в малом и микро-бизнесе.
Люди покупают у людей. Самый простой способ отстроиться для небольшого бизнеса - за счет личного бренда собственника. Личная гарантия качества от владельца бизнеса - всегда отлично работала, особенно в России. Подходит не всем. Не нужно ломать себя во имя тренда, но если вы готовы “выходить лицом”, стоит это использовать.

Контент и продвижение

Ускорение коммуникации, автоматизация.

Все меньше людей хотят долго говорить по телефону, все больше хотят получить точную и быструю информацию. Итог - приоритетная коммуникация в мессенджерах (это значит, что на вашем сайте кроме номер телефона, должна быть кнопка Написать в Whatsapp/Telegram), распространенность чат-ботов.

Визуальный контент.

Контентом правит инфографика и короткие видео. Если ваш контент представлен в формате текста - дополните его инфографикой. Сделали инфографику - запишите видео, рассказывающее о преимуществах продукта. Покажите товар в деле. 

Голосовой поиск.

Все больше людей используют виртуальных помощников и голосовой поиск. Голосом человек говорит больше, соответственно информационный трафик смещается в сторону низкочастотных, длинных запросов. Этот момент нужно учесть при SEO-продвижении.

Подкасты.

Еще один канал продвижения, стремительно наращивающий свои объемы. Заслуживает внимания и тестирования в комплексе маркетинга на этот год.

Что делать с трендами?

Следование трендам не должно ломать вашу маркетинговую стратегию.
Нужно помнить о золотом стандарте распределения маркетингового бюджета 70/20/10.

  • 70% бюджета и усилий - это каналы коммуникаций, которые гарантированно приносят вам результат. Продаете через сайт - не нужно закрывать там продажи и бежать в маркетплейсы. Классный эффект от email рассылок? Продолжайте, но посмотрите в сторону добавления контентных цепочек в соцсетях.

  • 20% бюджета и усилий - это эксперименты в рамках каналов, зарекомендовавших себя в вашей отрасли и на рынке в целом.

  • 10% бюджета и усилий - тест новых экспериментальных каналов.

На тренды безусловно нужно смотреть, но слепое следование трендам приводит к расфокусировке стратегии и усилий. Сохраняйте идентичность и фокус внимания. Всем продаж!